sean_57 (sean_57) wrote,
sean_57
sean_57

Category:

Отечественная тактическая медицина: складная шина СУРВ24.

Доброго времени суток.
Сегодня речь пойдёт о складной шине, предназначенной для обеспечения транспортной иммобилизации при травматических повреждениях.
Подробнее под катом.


Производителем складной шины является компания SURV (сайт: http://www.surv24.ru/), о которой уже упоминалось в обзоре турникетного жгута (почитать здесь: http://sean-57.livejournal.com/4650.html).
Данная шина предназначена для обеспечения транспортной иммобилизации поврежденной конечности в полевых условиях. Отсюда следует, что помимо жесткости и надеждности она должна обладать сравнительно малым весом и габаритами, ибо нести её придётся на себе.
Для чего вообще необходима иммобилизация? Как правило, её проводят при переломах, вывихах и т.п. Кроме того, возможны и другие показания: например, сёрьезные обширные повреждения мягких тканей с выраженным болевым синдромом, подозрение на неполный перелом. Вариантов может быть масса. Однако наиболее классическим примером можно считать именно переломы. Кроме того, что иммобилизация поврежденного участка позволяет практически свести на нет болевой синдром (усиливающийся при движениях), она решает важнейшую задачу - предотвращает смещение костных отломков, а следовательно развитие осложнений (появление и смещение осколков, повреждение мягких тканей, кровеносных сосудов, нервных стволов).
На мой взгляд, сравнивать шину СУРВ24 с какими-либо образцами, находящимися в укладках СМП или МЧС, а тем более со знаменитыми лестничными шинами Крамера (стоит оговориться, что последние так же находились на оснащении бригад СМП, однако в последнее время (лет так 7-10, применительно к районным подстанциям) вытесняются более современными моделями) нецелесообразно, Хоть все образцы и созданы для решения одних задач, условия их применения значительно отличаются, что в конечном итоге отражается на конструкции. Да, можно справедливо заметить, что гибкая "полевая" шина не должна уступать по функционалу своим старшим товарищам, однако следует понимать, что невозможно создать образец, отвечающий абсолютно всем требованиям: достигая успехов по одному параметру, мы можем терять в другом. На этот счёт у нас ходит одна замечательная поговорка: универсальное - враг специального.
Более логично и правильно будет рассмотреть плюсы и минусы шины, выявленные после применения.
В данной статье будут присутствовать фотографии с наложенной шиной. Они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ наглядным пособием по тому, "как надо" делать. Это не более чем фото, показывающие изделие в действии и отражающее возможности применения.

Как обычно, начнём с характеристик, которые даёт производитель:

Цвет: одна сторона - зелёная, другая - серая;
Вес: 170 грамм;
Размеры в свернутом состоянии (сложенная гармошкой): 24 х 11 х 2 см (ДхШхВ);
Размеры в свернутом состоянии (скатанная в рулон): 7,5 см диаметром х 11 см в длину;
Длина (в полностью развернутом состоянии): 91 см;
Ширина: 11 см

По сути, шина представляет собой вытянтый прямоугольник с закруглёнными углами длиной 91 и шириной 11 сантиметров.
Основу, обеспечивающую жесткость, составляет лист аллюминия по всей длине изделия. Сверху он покрыт полимером (напоминает туристическую пенку, но более плотный и прочный), который обеспечивает мягкость и препятствует контакту металла с кожей. Полимер устойчив к температурным воздействиям, не теряет своих свойств на холоде/жаре. Производитель так же говорит, что поверхность легко моется.





Для наглядного представления габаритов шины несколько фото с индивидуальнй аптечкой стандартных размеров:





С зелёной стороны изделие имеет гладкую поверхность:



С серой - рельефную, что препятствует скольжению по одежде/коже:



Принцип применения шины достаточно прост. Разумеется, в состоянии на фото выше она не обеспечит должную жесткость и фиксацию. Для того, чтобы шина "заработала", необходимо вспомнить физику. Суть в том, что необходимо сформировать на шине "рёбра жесткости", которые будут препятствовать её поперечному изгибу. Вариантов это сделать - масса, я лишь покажу наиболее очевидные и простые (предполагается, что шина накладывается серой стороной к телу).

Вариант №1:



Вариант №2:





С формированием необходимой конфигурации никаких проблем не возникает - шина изгибается достаточно просто.
Вариант №1 обеспечивает меньшую жесткость, чем вариант №2. Выбор здесь зависит от ряда факторов: области перелома, массы тела пострадавшего, особенностей предстоящей транспортировки и т.д.
Сформировав шину необходимым образом, мы получам рёбра жесткости, перпендикулярные (упрощенно) вектору прилагаемой силы, действие которой в свою очередь направлено перпендикулярно поверхности изделия.  Для наглядности небольшая схема (гордое название):





Таким образом, для иммобилизации травмированной конечности нам необходимо:

1). Подогнать шину по длине:



2). Сформировать рёбра жесткости:



3). Наложить шину, закрепив, например, бинтом. Крепить необходимо по всей длине, для фотографии сделаны просветы с целью лучшей визуализации. Кроме того, повторюсь, что данные фотографии не являются пособием по наложению шин (при переломе предплечья (луч + локтевая кости) логичнее зафиксировать конечность согнутой в локтевом суставе, поскольку выпрямленная конечность создает неудбства, а поврежденный участой "висит", что может стать причиной осложнений; при переломе плеча (плечевая кость) необходимо накладывать шину выше). На снимках видно, что длины шины с запасом хватает на всю конечность взрослого человека.










Что касается нижней конечности, то, на мой взгляд, данная шина применима лишь при переломах голени (большеберцовая + малоберцовая кости). Такое мнение связано с тем, что длины хоть и хватает на всю конечность, но при переломе бедра необходима иммобилизация всех трёх суставов с двух сторон: тазобедренного, коленного, голеностопного. Это связано с особенностью движений (вращение ноги кнутри/кнаружи (в том числе стопы; один из характерных признаков перелома бедра - её неестественное положение) осуществляется за счёт тазобедренного сустава, в то время как на верхней конечности вращение возможно в плечевом суставе (вращение кнутри/кнаружи руки в целом), а так же за счёт движения лучевой кости вокруг локтевой (вращение кнутри/кнаружи кисти); всё это можно наглядно увидеть осуществив перечисленные движения, отмечая где происходит вращение) и большой массой конечности. Следовательно, если мы оставим стопу подвижной, то её вращение (не обязательно активное - при потере сознания/тряске во время транспортировки это может происходить без участия пострадавшего) будет приводить к смещению отломков бедренной кости. Адекватная же фиксация тазобедренного сустава возможна лишь к корпусу (либо ко второй конечности, но это скорее крайняя мера). Коленный сустав в данном случае автоматически оказывается зафиксированным. Вывод: шина должна накладываться от подмышечной области до стопы снаружи, и от паховой области до стопы с внутренней стороны, в противном случае надёжность процедуры ставится под вопрос. Другой аргумент заключается в следующем: ширина в 11 см (не забываем про рёбра жесткости, которые в случае иммобилизации бедра будут формироваться строго способом №2 и дополнительно украдут сантиметры) недостаточна для крупного человека.

Таким образом выглядит шина, если сравнить её с длиной ноги бойца ростом 176 сантиметров:





После использования, неоднократных формирований шины по конечности она ни капли не пострадала с точки зрения целостности и функциональности.
Появились лишь "морщинки" на слое полимера и небольшие вмятины, что имеет (на самом деле нет) исключительно "эстетическое" значение:







Таким образом, шина СУРВ24 далеко не одноразовая вещь.
Подводя итоги, выделим плюсы и минусы, которые были выявлены в ходе тестирования.

Плюсы:
1). Лёгкость, компактность, возможность придать шине любую удобную форму для транспортировки;
2). Возможность придать форму, соотвутствущую конституции пострадавшего;
3). Лёгкость при использовании;
4). Наличие релефной поверхности, препятствующей скольжению и не создающей дискомфорта при наложении шины на кожу;
5). Устойчивость к загрязнениям, легко моется;
6). Универсальность, вплоть до возможности формирования "воротника Шанца";
7). Стоимость, отечественное производство.

Минусы:
1). Невозможность применения при переломе бедра (с парой шин ещё можно что-то приумать, но тем не менее);
2). В случае наложения поверх зимней одежды, либо в случае "крупного" пострадавшего ширина может быть недостаточной;
3). В местах заводского сгиба шины перед упаковкой (приходит она сложенной как на первом фото) полимерное покрытие истончается, в результате чего лист аллюминия отчетливо ощущается и в перспективе может оказаться снаружи;
4). На мой взгляд, не хватает небольшой памятки по вариантам применения для иммобилизации различных участков.

В конечном итоге, я считаю, что шина сделана качественно и заслуживает внимания. Её однозначно с успехом можно применять в полевых условиях, а главное - носить с собой без серьёзных потерь в объеме и весе. Однако не стоит её переоценивать - надеюсь, что моё объяснение касаемо трудностей применения при переломе бедра получилось доступным.
Спасибо за внимания! До скорых встреч.








Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments